Передача информации в госинформсистемы: что нужно знать бухгалтеру

18 сентября 2018

Новый уровень контроля бизнеса государством в современных условиях приводит к необходимости автоматизации ежедневных операций. Все больше организаций, предпринимателей участвуют в информационном обмене с госорганами. Различные ведомства обмениваются переданными сведениями, которые в дальнейшем будут объединены в единый файл для последующего анализа с помощью технологии Big Data. Эксперты 1С рассказывают, на что нужно обратить внимание бухгалтеру при ведении учета, чтобы выполнить требования законодательства о передаче информации в государственные информационные системы.

Хорошо это или плохо, но прошли те времена, когда бухгалтер мог «свернуть баланс» (то есть сформировать бухгалтерскую и налоговую отчетность), посидев несколько дней допоздна в отчетный период. В нынешних реалиях, чтобы выполнить требования о передаче информации в государственные информационные системы (ГИС) и обеспечить при этом достоверность регламентированной отчетности, авральный режим работы не годится - требуется регулярный учет.

Новый уровень контроля бизнеса государством

За последние годы в работе контролирующих органов произошел качественный прорыв в части автоматизации контрольной работы и расширения состава получаемых государством данных о деятельности предприятий.

Теперь государство в контрольной работе использует самые современные достижения информационных технологий, а, получив в руки мощные инструменты сбора и анализа информации, расширяет состав получаемых от бизнеса данных. По данным налоговой службы с каждым годом растет процент налогоплательщиков, представляющих отчетность в электронном виде.

В течение ряда лет поэтапно вводится обязанность передавать определенный набор сведений о ежедневных операциях в государственные информационные системы. Таким образом, фокус контроля государства охватывает теперь и ежедневные операции. А возможности интеграции потоков информации, получаемых из различных источников, и применение технологии Big Data (аналитика больших данных) открывают широкий простор для контрольной работы.

Все это ведет к тому, что государство в скором времени сможет осуществлять сплошной (тотальный) контроль ежедневных операций, совершаемых как юридическими, так и физическими лицами. Мы уже являемся свидетелями таких глобальных изменений.

На наших глазах свершился поистине революционный переход к расширенному налоговому декларированию НДС, которое представляет собой фактически пооперационную отчетность. К контролю уплаты НДС присоединились и банки, которые в онлайн-режиме осуществляют мониторинг платежей, сопоставляя сбалансированность указания НДС во входящих и исходящих платежах (методические рекомендации ЦБ РФ от 16.02.2018 № 5-МР, согласованные с ФНС России).

Все больше и больше организаций и предпринимателей вовлекаются в информационный обмен с государственными информационными системами, которые затрагивают самые разные области экономики:

  • АСК НДС - автоматизированная система контроля уплаты НДС, предусматривающая передачу сведений обо всех выставленных и полученных счетах-фактурах в составе налоговой декларации по НДС;
  • АСК ККТ - автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники (ККТ), которая призвана контролировать полноту учета выручки;
  • ЕГАИС - единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • ГИС «Маркировка» - государственная информационная система маркировки товаров контрольными (идентификационными) кодами, которая сейчас используется для учета меховых изделий. Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, расширяется;
  • ФГИС «Меркурий» - Федеральная государственная информационная система «Меркурий», предназначенная для отражения информации о товарах животного происхождения, включая электронные ветеринарные сертификаты (ЭВС);
  • ФГИС МДЛП - Федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов;
  • ИС МОТП - информационная система маркировки и мониторинга оборота табачной продукции;
  • информационная система прослеживаемости ввезенных товаров, которая создается в целях контроля операций по реализации и иному выбытию товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (ориентировочный срок введения - 01.01.2019).

Благодаря указанным ресурсам государство получает оперативную информацию о сделках различного рода (о кассовой выручке, о ввозе и продаже определенных групп товаров), осуществляет контроль финансовых и товарных потоков в стране.

В перечисленных информационных системах применяются различные подходы к контролю (разрешительный или уведомительный), используются разные типы электронных документов и разные типы идентификационных знаков (для маркировки товаров).

Государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации указанных ГИС являются разные уполномоченные федеральные органы государственной власти. Операторы (администраторы) и контролирующие органы в каждой ГИС также разные. Несмотря на это, власти планируют наладить автообмен информацией между различными ведомствами, а также объединить в единое информационное пространство (в единый налоговый файл) полученные данные для последующего анализа с помощью технологии Big Data.

Примечание
Оператор информационной системы - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Рассмотрим подробнее, какие сведения, каким образом и куда должен (или будет должен в ближайшее время) передавать бизнес, и какая ответственность предусмотрена за несоблюдение данных норм.

Учет алкогольной и спиртосодержащей продукции

Государство внедряет автоматизированный контроль последовательно. Примером тому служит система ЕГАИС, которой уже более 10 лет. Введение ЕГАИС было предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2005 № 102-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

На первом этапе передавать информацию в ЕГАИС должны были только производственные предприятия, выпускающие алкогольную продукцию. С 2016 года обязанность распространилась на всех участников алкогольного рынка, в т. ч. на предприятия оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией.

Оператором и контролирующим органом ЕГАИС является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

C февраля 2018 года Росалкогольрегулирование приступило к внедрению очередного этапа ЕГАИС - к системе помарочного учета алкогольной продукции (ЕГАИС 3.0). Особенностью ЕГАИС 3.0 является то, что участники алкогольного рынка теперь должны отчитываться перед государством уже не по каждой партии алкоголя, а по каждой отдельной бутылке. В промышленном режиме ЕГАИС 3.0 работает с 01.07.2018.

Обмен с системой ЕГАИС носит онлайн-разрешительный характер (при расхождении учетных остатков по данным ЕГАИС и по данным предприятия отгрузка оптом не разрешается).

В решениях «1С:Предприятие 8» поддерживается новый формат 3.0 и помарочный учет (см. таблицу 1).

Таблица 1

Программа

Формат 3.0

Помарочный учет

Выпуск версии (запланирован)

«1С:ERP Управление предприятием 2»

2.4.2.132 от 07.02.2018

2.4.3.126 от 22.03.2018

«1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 1.1)

1.1.98 от 19.02.2018

Запланировано 17.08.2018

«1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.0)

2.4.2.132 от 07.02.2018

2.4.3.126 от 28.03.2018

«1С:Розница 8» (ред. 2.2)

2.2.7 испр от 06.02.2018

2.2.8 от 28.04.2018

«1С:Управление нашей фирмой 8»

1.6.13.57 от 19.02.2018

1.6.15.39 от 15.06.2018

«1С:Управление производственным предприятием 8» (ред. 1.3)

1.3.103 от 16.02.2018

Запланировано 17.08.2018

«1С:Управление торговлей 8»
(ред. 10.3)

10.3.47 от 28.02.2018

Запланировано 17.08.2018

«1С:Управление торговлей 8»
(ред. 11.0)

11.4.2.132 от 05.02.2018

11.4.3.115 от 13.03.2018

«1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)
(ПРОФ, КОРП и базовая)

3.0.59 от 28.02.2018

3.0.62 от 01.06.2018

За непредставление сведений в ЕГАИС предусмотрена ответственность:

1. Административные штрафы (ст. 14.19 КоАП РФ):

  • для должностных лиц организаций - от 10 000 до 15 000 руб.;
  • для организаций - от 150 000 до 200 000 руб.

И в том и в другом случае помимо штрафа может применяться конфискация продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

2. Приостановление или аннулирование лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Приостановить действие лицензии могут за использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота спиртосодержащей продукции и не оснащенного автоматическими средствами измерения, фиксации и передачи сведений в ЕГАИС (абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона № 171-ФЗ). Аннулирование лицензии возможно при производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС (пп. 13 п. 3.1 ст. 20 Закона № 171-ФЗ).

3. Изъятие продукции. Если производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции происходят без фиксации и передачи информации в ЕГАИС, это является основанием для изъятия продукции, так как оборот считается незаконным (пп. 1 п. 1 ст. 25 Закона № 171-ФЗ).

Отметим, что нефиксация сведений в ЕГАИС может привести к тому, что осуществлять оборот алкоголя будет просто невозможно. Например, поставщик не сможет отгрузить товар со склада, так как он передает сведения в ЕГАИС, а покупатель не подключен к государственной информационной системе.

Применение онлайн-касс

Автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники призвана контролировать полноту учета выручки. В целях создания и функционирования АСК ККТ осуществляется поэтапный переход к новому порядку применения ККТ.

Начиналось все с пилотного проекта, который стартовал в 2014 году в четырех регионах России и был призван опробовать новую технологию электронной передачи информации о расчетах с покупателями в адрес налоговых органов в режиме реального времени. В период проведения эксперимента применение фискального накопителя (ФН) не предусматривалось.

Примечание
Фискальный накопитель - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, отвечающее за ввод, хранение и трансляцию данных обо всех совершенных платежах (см. ст.ст. 1.1, 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Результаты эксперимента были признаны успешными, и в 2016 году в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» внесены существенные изменения, которые коснулись и порядка использования, и функциональности ККТ.

Согласно статье 4 Закона № 54-ФЗ кассовые аппараты нового образца (онлайн-ККТ) должны:

  • содержать специальный модуль - фискальный накопитель, с помощью которого через оператора фискальных данных (ОФД) в налоговые органы в зашифрованном виде передаются сведения обо всех расчетах, включая цену товаров и номенклатурный состав чека;
  • обеспечивать выдачу покупателям электронных чеков.

Таким образом, порядок применения онлайн-ККТ носит уведомительный характер. Непосредственным оператором и контролирующим органом указанной базы фискальных данных определена Федеральная налоговая служба (ФНС России).

В соответствии с Законом № 54-ФЗ массовый переход на онлайн-ККТ произошел в 2017 году. Плательщики ЕНВД и предприниматели на патенте получили сначала отсрочку до июля 2018 года, затем некоторые из этих представителей малого бизнеса - до июля 2019 года (например, ИП на ЕНВД без наемных работников), а некоторых навсегда освободили от применения онлайн-касс (это ИП на патенте, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12-17, 19-27, 29, 30, 31, 34-36, 39, 41-44, 49-52, 54-55, 57-62 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, вендинговая торговля, библиотеки (кроме частных) и др.).

Отсрочка до июля 2019 года предоставляется и по определенным операциям (например, при зачете и возврате предварительной оплаты и авансов). С июля 2019 года онлайн-кассы обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке.

Примечание
В статьях «Новые правила работы с онлайн-кассами с 03.07.2018» и «Закон 54-ФЗ: ФНС разъяснила нюансы поправок от 3 июля 2018» читайте подробный комментарий к поправкам в Закон № 54-ФЗ, действующим с 03.07.2018, а также ответы А. В. Бударина (ФНС России) на частые вопросы пользователей онлайн-касс.

В письме от 20.03.2018 № 03-01-11/17485 Минфин России отметил: «После завершения перехода на новый порядок применения ККТ всеми категориями налогоплательщиков будет создан уникальный инструмент, позволяющий получать информацию обо всех розничных продажах, выполненных работах и оказываемых услугах в стране и сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств».

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о ККТ осуществляют налоговые органы. Они вправе применять наказание за его несоблюдение (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ, п. 1, 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

Основания для привлечения к ответственности:

1. Неприменение ККТ. Под этим понимается фактическое неиспользование ККТ (в т. ч. по причине отсутствия); пробитие чека ККТ с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом) (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16). За нарушение налагается штраф (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП - от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без ККТ, но не менее 10 000 руб.;
  • для юрлиц - от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Ответственность за повторное совершение того же правонарушения, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 млн руб. и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП - дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет;
  • для юрлиц - приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением порядка регистрации и условий применения ККТ. За это нарушение предусмотрены (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП - предупреждение или наложение штрафа от 1 500 до 3 000 руб.;
  • для юрлиц - предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 руб.

3. Нарушение порядка представления информации и документов в налоговые органы (а также сроков их предоставления) (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП - предупреждение или наложение штрафа от 1 500 до 3 000 руб.;
  • для юрлиц - предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 руб.

4. Ненаправление кассового чека (БСО) покупателю. По желанию покупателя (клиента) чек (БСО) должны быть направлены на его абонентский номер или адрес электронной почты, иначе грозит ответственность (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц - предупреждение или наложение штрафа 2 000 руб.;
  • для юрлиц - предупреждение или наложение штрафа 10 000 руб.

Отметим, что к ответственности могут привлекаться не только пользователи ККТ, но и операторы фискальных данных, производители ККТ, экспертные организации (ст. 14.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности увеличен и составляет 1 год (ранее - 2 месяца). В ряде случаев ответственности можно избежать, если добровольно заявить в налоговый орган о нарушении (до того, как информация об этом появится у налоговых органов) и исправить его. Законодательство по применению онлайн-касс совсем непростое и до сих пор вызывает вопросы у пользователей ККТ (чего стоит одно только понятие расчета). При этом нормативно-правовая база продолжает совершенствоваться.

Поддержка работы с онлайн-ККТ реализована в большинстве системы «1С:Предприятие», где оперативно отражаются изменения, вносимые в Закон № 54-ФЗ. Подробнее о сроках реализации можно узнать в «Мониторинге изменений законодательства» в разделе «ККТ».

Во всех регионах страны квалифицированные партнеры фирмы «1С», хорошо знающие актуальное законодательство и имеющие опыт работы с контрольно-кассовой техникой, оказывают поддержку при переходе на новый порядок применения ККТ: консультации, подключение к ОФД, подбор, продажа и внедрение программ 1С с поддержкой 54-ФЗ. Подробнее см. на сайте в разделе «Центры компетенции 1С по 54-ФЗ».

Маркировка меховых изделий

Маркировка меховых изделий - это международный проект Евразийского экономического союза («Соглашение о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха"» от 08.09.2015), который начинался как эксперимент на добровольной основе.

Но уже с 12.08.2016 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 все производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы обязаны:

  • маркировать меховые изделия специальными ярлыками - контрольными идентификационными знаками (КИЗ), куда встроена специализированная радиочастотная метка (RFID-чип);
  • передавать сведения в государственную информационную систему маркировки товаров (ГИСМ или ГИС «Маркировка») об основных операциях с меховыми изделиями в течение 3 дней. Таким образом, порядок обмена с ГИСМ носит отсроченный онлайн-уведомительный характер.

Непосредственное администрирование ГИСМ осуществляет ФНС России, при этом контролирующими органами наряду с ФНС являются также Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Министерство внутренних дел РФ (МВД).

За оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка маркировки таких товаров на территории Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (ч. 1 или 2 ст. 15.12 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ч. 1 или 2 ст. 171.1 УК РФ) (письмо ФНС России от 31.08.2017 № ГД-3-19/5864@).

Так, например, за продажу товаров и продукции без маркировки в случае, если маркировка обязательна, а также за хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта налагается штраф с конфискацией предметов административного правонарушения (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ):

  • на граждан - в размере от 2 000 до 4 000 руб.;
  • на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 50 000 до 300 000 руб.

Согласно Федеральному закону от 18.04.2018 № 81-ФЗ с 29.04.2018 в перечень оснований для проведения внеплановых проверок организаций и предпринимателей включается нарушение требований к маркировке товаров.

Этот же закон разрешает Роспотребнадзору проводить контрольные закупки без предварительного уведомления проверяемых организаций и ИП с одновременным извещением органа прокуратуры.

Операции по взаимодействию с ГИСМ «Маркировка», включая онлайн-обмен и подключение RFID-оборудования, поддержаны в следующих решениях 1С: «1С:ERP Управление предприятием 2»; «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.0); «1С:Розница 8» (ред. 2.2); «1С:Управление нашей фирмой 8»; «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.0); «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0); «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» (ред. 3.0).

Контроль товаров животного происхождения

В соответствии с Законом РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» с 01.07.2018 информация о товарах животного происхождения на каждом этапе движения от заготовки сырья до реализации конечному потребителю должна фиксироваться в Федеральной государственной информационной системе «Меркурий». ФГИС «Меркурий» является частью ВетИС - Государственной информационной системы в области ветеринарии (ВетИС).

Администратором (оператором) ВетИС и одновременно ее контролирующим органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

На каждом этапе движения подконтрольной продукции должен оформляться отдельный электронный документ: сертификат или ветеринарно-сопроводительный документ (ВСД). Таким образом, порядок работы с ФГИС «Меркурий» имеет онлайн-разрешительный характер.

Перечень товаров, которые подлежат обязательному ветеринарному контролю (подконтрольные товары), установлен приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648. Порядок оформления электронных сертификатов установлен приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589.

Отметим, что до 01.07.2019 оформление ВСД на подконтрольные товары, на которые ранее ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров (Федеральный закон от 29.07.2018 № 272-ФЗ).

Соответственно, с 01.07.2018 требование оформлять электронные ветеринарные сертификаты действует только в отношении продукции, которая ранее уже подпадала под бумажную сертификацию.

Действующим законодательством в настоящее время не предусмотрена ответственность непосредственно за неприменение ФГИС «Меркурий». Наказать могут за другие нарушения ветеринарно-санитарных правил.

Например, если нарушены ветеринарно-санитарные правила перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, установлены штрафы (ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ):

  • от 500 до 1 000 руб. - для граждан;
  • от 3 000 до 5 000 руб. - для должностных лиц;
  • от 10 000 до 20 000 руб. - для организаций.

Штрафы по этой статье могут применяться, например, если принимается мясная продукция без необходимых ветеринарных документов либо используется недействительный сертификат.

Также КоАП РФ предусмотрена ответственность за перевозку сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов (за исключением перевозки для личного пользования) в виде штрафа (ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ):

  • от 3 000 до 5 000 руб. - для граждан;
  • от 30 000 до 40 000 руб. - для должностных лиц;
  • от 300 000 до 500 000 руб. - для организаций.

В настоящее время в Правительстве РФ обсуждается период, в течение которого не будут штрафовать, а только выносить предупреждения.

Речь идет о недолжном или несвоевременном оформлении ЭВС, если ошибка (неоформление) не привела к нарушению карантинного режима или ограничению установленных решений по регионализации. Пока обсуждаются 3 срока льготного периода - до 1 октября 2018 года: 1 января или 1 июля 2019 года. 

Полнофункциональный двухсторонний обмен с ФГИС «Меркурий» (в формате обмена ВетИС.API 2.0) поддержан в современных типовых решениях системы «1С:Предприятие» (таблица 2):

Таблица 2

Программа

Выпуск версии

«1С:ERP Управление предприятием 2»

2.4.5.24 от 15.06.2018

«1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.0)

2.4.5.24 от 15.06.2018

«1С:Розница 8» (ред. 2.2)

2.2.9 от 15.06.2018

«1С:Управление нашей фирмой 8»

1.6.15.39 от 15.06.2018

«1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.0)

11.4.5.24 от 15.06.2018

«1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) (ПРОФ, КОРП
и базовая)

3.0.63 от 15.06.2018

Пользователям других учетных решений для организации обмена данными с ФГИС «Меркурий» рекомендуется использовать программу «1С:Управление ветеринарными сертификатами», разработанную совместно с компаний «АСБК софт» в сотрудничестве с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Маркировка лекарственных препаратов

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 № 62 с февраля 2017 года по декабрь 2018 года на территории РФ проводится эксперимент по маркировке лекарственных препаратов (ЛП) контрольными (идентификационными) знаками. Эксперимент предусматривает, что:

  • производители ЛП маркируют отдельные виды ЛП двухмерным штрихкодом Data Matrix;
  • субъекты обращения лекарственных средств (производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы, медицинские организации и др.) передают информацию о маркированных ЛП в Федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов (ФГИС МДЛП).

Оператором ФГИС МДЛП является ФНС России, а контролирующим органом - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

В настоящее время участие в эксперименте добровольное. Федеральным законом от 28.12.2017 № 425-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которому с 2020 года в Российской Федерации будет введена обязательная маркировка всех лекарств, а информационный обмен с системой ФГИС МДЛП будет носить онлайн-разрешительный характер. Это означает, что при наличии расхождений в учете субъекта и в системе ФГИС МДЛП дальнейшее движение ЛП будет невозможно. Юридическая значимость всех операций, регистрируемых субъектами обращения ЛП в ФГИС МДЛП, должна обеспечиваться подписанием соответствующих документов усиленной квалифицированной электронной подписью.

Маркировка табака, обуви и других товаров

С 15 января по 31 декабря 2018 года на всей территории России проводится эксперимент по маркировке табачной продукции средствами идентификации (Постановление Правительства от 27.11.2017 № 1433).

Для участников оборота табачной продукции (производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов) участие в эксперименте добровольное. На время эксперимента функции оператора ИС МОТП выполняет ООО «Оператор-ЦРПТ», а контролирующим органом является министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг).

Эксперимент предусматривает, что участники оборота табачной продукции:

  • маркируют потребительскую, групповую или транспортную упаковку табачной продукции в соответствии с методическими рекомендациями Минпромторга от 25.12.2017;
  • передают информацию о маркированной табачной продукции в информационную систему маркировки и мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Взаимодействие с ИС МОТП носит онлайн-уведомительный характер.

В обязательном порядке производители табачной продукции будут маркировать каждую пачку и упаковку табачных изделий с 01.03.2019 (Федеральный закон от 29.07.2018 № 272-ФЗ).

Эксперимент по маркировке средствами идентификации обувных товаров запущен 01.06.2018, продлится до 30.06.2019 (Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 № 620). Производители, импортеры обуви, а также торговые организации участвуют в эксперименте исключительно на добровольной основе. Для участия в эксперименте компания должна подать заявку в Минпромторг, который в ближайшее время подготовит все необходимые для проведения эксперимента документы. Эксперимент по маркировке драгметаллов, камней и ювелирных изделий проводится с 01.06.2018 по 01.11.2018 (Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 № 321).

В Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» внесены изменения, которые закрепляют обязанность маркировки отдельных товаров средствами идентификации в целях создания условий для защиты интересов хозяйствующих субъектов и потребителей указанных товаров (Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ). Согласно поправкам Правительство РФ должно определить:

  • товары, которые будут маркироваться;
  • правила маркировки товаров;
  • перечень хозяйствующих субъектов (групп субъектов), которые обязаны осуществлять маркировку.

Поправки вступают в силу с 01.01.2019. Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р утвержден перечень из 10 групп товаров, в отношении которых будет введена обязательная маркировка средствами идентификации:

  • с 01.03.2019 - табачная продукция;
  • с 01.07.2019 - обувь;
  • с 01.12.2019 - остальные товары, указанные в перечне (духи, туалетная вода, пальто, шины, постельное белье и др.).

Государство планирует ввести обязательную маркировку изделий из древесины. Минфин России, Минприроды России и Минпромторг России прорабатывают возможность включения продукции лесопромышленного комплекса в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В настоящее время по нормам Лесного кодекса РФ (статья 5.2) древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) подлежит обязательной поштучной маркировке компаниями и ИП, осуществляющими ее вывоз из России. Также в России действует Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней. Учету в данной ГИС подлежат сделки с древесиной на стадии вывоза из леса. Соответственно, теперь министерства и ведомства проработают возможность распространения обязательной маркировки на лесопромышленную продукцию, то есть на изделия из древесины, которые производятся и продаются в России.

Маркировка молока и молочных продуктов

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) подготовило проект правительственного постановления о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов молочной продукции.

Ранее предполагалось, что с 01.07.2018 вся молочная продукция подпадет под обязательную электронную ветеринарную сертификацию и систему ФГИС «Меркурий». Но потом было решено освободить отдельные виды молочной продукции от ЭВТ и перевести их на обязательную маркировку на упаковке. В связи с этим проект правительственного постановления предполагает провести эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции с 01.09.2018 по 31.12.2019.

Маркировке подлежат молоко и сливки (в т. ч. сухие и сгущенные), масло сливочное, топленое и молочный жир, сыры и кисломолочные продукты.

Участники эксперимента - Минпромторг, производители и импортеры отдельных видов молочной продукции, организации оптовой и розничной торговли, а также организации сферы услуг питания. Оператором информационной системы маркировки молочной продукции на время эксперимента будет ООО «Оператор-ЦРПТ». Производители, импортеры и продавцы молочной продукции участвуют в эксперименте на добровольной основе.

В ходе эксперимента власти намерены апробировать механизмы функционирования системы прослеживаемости оборота отдельных видов молочной продукции в России. Как поясняют в министерстве, результаты эксперимента позволят сформировать экономическое обоснование целесообразности введения обязательной маркировки молочной продукции.

Как видим, перечень маркируемой продукции велик, при этом информационные системы, в которые нужно оперативно передавать информацию о маркируемой продукции, разные. Как один из вариантов возможного упрощения работы с госинформсистемами планируется, что выбытие маркируемого товара из оборота в рознице будет регистрироваться через чек ККТ, а АСК ККТ автоматически будет передавать информацию о выбытии в соответствующую госинформсистему. В настоящее время такая технология проходит апробацию на меховых изделиях, лекарственных препаратах и табаке в рамках пилотных проектов.

Система прослеживаемости ввезенных товаров

Проект по реализации механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на территорию РФ (далее - Проект), был запущен приказом ФНС России от 23.10.2017 № ММВ-7-15/818@. Основаниями для инициации Проекта стали послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015, приказ Минфина России от 27.01.2016 № 27 и распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 № 20.

Проект преследует следующие основные цели (Приложение №1 к приказу ФНС России от 23.10.2017 № ММВ-7-15/818@):

  • обеление секторов экономики, связанных с прослеживаемыми товарами;
  • повышение средней таможенной стоимости прослеживаемых товаров;
  • повышение эффективности таможенного и налогового контроля.

Период проведения Проекта устанавливается с 23.10.2017 по 31.01.2019. В настоящее время осуществляется подготовка проектов нормативно-правовых актов (НПА). Существенные изменения будут внесены в Налоговый кодекс РФ, в т. ч. в главу 21, а также в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, поскольку сведения о прослеживаемых товарах должны будут отражаться в формах счетов-фактур, книгах покупок и продаж, журнале учета счетов-фактур. Высока вероятность, что по прослеживаемым товарам будет введен обязательный юридически значимый электронный документооборот.

Контроль со стороны ИФНС

ФНС России в контрольной работе перешла к риск-ориентированному подходу на основе анализа операций. Внедрение АСК НДС, которая сопоставляет информацию из выставленных и полученных счетов-фактур, несмотря на экономический спад, позволило существенно повысить собираемость налогов.

АСК НДС продолжает развиваться. Являясь аналитическим инструментом, АСК НДС позволяет сформировать экспертное мнение о налогоплательщике на основании набора параметров и оценить вероятность совершения налогоплательщиком налогового правонарушения в виде неправомерного заявления НДС к возмещению. Встроенная система управления рисками (СУР АСК НДС-2) в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков НДС на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий. Это дает возможность отказаться от выборочных проверок и перейти к риск-ориентированному подходу в контрольной работе государства. Тенденцию снижения количества проверок при росте их эффективности ФНС России продолжает уже несколько лет.

По итогам I квартала 2018 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 26 %: до 4,1 тысячи против 5,6 тысячи в сопоставимом периоде (см. информационное сообщение от 31.05.2018 на официальном сайте ФНС России).

Одна из задач ФНС на ближайшую перспективу - интеграция систем АСК НДС, АСК ККТ и ГИС «Маркировка» для обеспечения достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.

Рекомендации по организации работы в новых условиях

Так на что же финансовая служба должна обратить внимание при ведении учета, чтобы выполнить требования по передаче информации в государственные информационные системы? Казалось бы, какое отношение имеет главный бухгалтер к маркировке товаров, отгрузке алкоголя, оформлению ветеринарных сертификатов и «пробиванию» чеков?

Отношение - самое непосредственное. У государства сформирован и оперативно пополняется информационный банк о сделках, совершаемых налогоплательщиками. Причем информация зачастую отправляется в разные системы параллельно и может контролироваться разными органами власти. Например, если организация производит спиртосодержащие лекарственные препараты, то информацию, скорее всего, придется представлять и в ЕГАИС, и в ФГИС МДЛП. Соответственно, переданные сведения должны друг с другом согласоваться.

Помимо этого, информация, представленная в ГИС, должна соответствовать данным, указанным в первичных документах, договорах, а также в бухгалтерской, налоговой и другой регламентированной отчетности. Например, налоговая база по акцизам в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции должна соответствовать данным ЕГАИС (п. 2.1 ст. 187 НК РФ). Расхождение сведений в отчетности с государственной базой данных приведет к проверкам, а возможно и к штрафам, пеням, блокировке счета и другим мерам административного воздействия.

Понятно, что без автоматизации вести учет в фискальных целях стало невозможно, поэтому бизнес вынужден адаптироваться к новым условиям.

Чтобы обеспечить выполнение указанных требований, организации и предприниматели должны оперативно интегрироваться с государственными информационными системами, пересмотреть свой учет и отладить технологию регулярной работы. При этом следует иметь в виду, что если информация в учетную систему будет поступать из разрозненных источников, обеспечить достоверность отчетности вряд ли получится.

Фирма «1С» предлагает пользователям готовые решения, в которых поддерживается информационный обмен с ЕГАИС, ГИС «Маркировка», ФГИС «Меркурий», работа с онлайн-ККТ, а также автоматизированное формирование регламентированной отчетности на основе данных информационной базы.

Бухгалтеру достаточно использовать штатные средства программы, например «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0), обеспечить ведение регулярного учета и синхронизацию данных (если учет ведется в разных программах 1С). Это снизит трудозатраты на формирование отчетности, поскольку все операции будут своевременно отражены в учетной системе. Таким образом, если организация соблюдает требования законодательства и является добросовестным налогоплательщиком, вероятность проверки ее деятельности стремится к нулю.

Силами фирмы «1С» и партнеров «1С» по всей стране обеспечивается оперативная поддержка пользователей. Фирма «1С» рекомендует:

  • пользователям решений 1С - своевременно обновлять свои программы, чтобы работать на актуальных версиях, поддерживающих текущие требования законодательства;
  • компаниям, которые еще не автоматизировали свою работу, - обратиться к партнерам «1С» для выбора и внедрения оптимального решения, позволяющего организовать удобное взаимодействие с государственными информационными системами, а также полноценный торгово-складской и производственный учет в своем бизнесе.

Источник: https://buh.ru/

8 (499) 938-43-42
Москва, ст. м. "Тульская", Варшавское ш., д.11, 2 этаж
wellsy-06


Скачать TeamViewer

Принимаем к оплате:


Производственный календарь
на 2019 год

Узнайте первыми об акциях и скидках, получайте свежие новости и полезные материалы по продуктам 1С еженедельно!

Наверх